РОД МОЛДРАХМЕТА КЫДЫРАЛИУЛЫ КАЖИ.
("Шежире"-мои казахские корни,родословная)
«Кишкене кол» (одноимённое озеро);
«Кыргы тебе» – Верхняя возвышенность;
«Ойгы тебе» – Нижняя возвышенность.
Назывались они, как правило, по месту их расположения.
«Торгайские»,
«Жалдаминские»,
«Батбакаринские».
Основатель нашей ветви рода – Кыдырали (мой прапрадед), был состоятельным скотопромышленником, бием (старейшиной,общественным судьёй).
В его семье родилось два сына:
• МОЛДРАХМЕТ (1844-1915гг) (мой прадед)
Его сыновья:-ЖУНИС (1871-1929 расстрелян (статья 58/10))
-ЫДЫРЫС (1883-1918)
-ЕРГАЛИ (1884-1929 расстрелян (статья 58/10))
• НАРБАЙ (1853-1929 расстрелян (статья 58/10))
Его сыновья: -СЕЙДАК-(1902-1941)
-ТЕМИР-(1904-1929 расстрелян (статья 58/10) )
-АМИР-(1900-1970 (3 ноября))
Молдрахмет родился в местечке «Молдир» во время кочёвки, поэтому получил соответствующее местности и знаку судьбы имя.
Учитывая обстановку того времени, 1900 годы, путешествие длилось от восьми месяцев до года, паломники передвигались на лошадях, верблюдах, в составе каравана, без дорог, степями и пустынями, через многие страны, по неспокойным местам, с приключениями и реальной опасностью, заболеть, подвергнуться нападению и пр.
Хадж, кроме финансового обеспечения, требовал стойкость характера, мужество и безграничную веру в исход паломничества.Прадед часто брал с собой в путешествия своих родственников и близких друзей: пять раз его сопровождал в Мекку близкий друг Мусабай Беркенулы Кажи, родом «Кыржигит», а также Ещан и Алдеш (дед Райжана Таубаева, участника ВОВ из рода «Таз». Наши мужчины из рода «Акташи» часто брали жён из рода «ТАЗ», в частности моя родная бабушка Акжигит и её сестра-приёмная мать моего отца Турсин , из них).
В 1902 году, после очередного хаджа, Молдрахмета Кажи пригласили в ставку семьи будущего Тургайского хана Абдигапара, где его наградили дорогим чапаном и подарили скакуна. Знали , что он очень любит лошадей, хороших скакунов, выменивает и покупает их по всей степи и за её пределами.
Была назначена аламан байга – скачка на 90 км, с большим призом от местечка «Баймурат». У Молдрахмет кажи был знаменитый на весь Тургай скакун «АККУКОК», правда уже староват для такой байги – 90 км, но всё же решился и выставил коня, верил, что ветеран выиграет у резвых скакунов. В итоге его жеребец пришёл первым с очень большим отрывом!
В последствии, до самой смерти был почитаемым в крае хаджи, много принимал участия в общественной и религиозной жизни, как среди своего рода , волости, так и по всему Тургайскому уезду. После его смерти в 1915 ему был воздвигнут мавзолей из красного кирпича в «Батбаккара» (п. Амангельды) на кладбище, рядом с мавзолеем имама Сатыбалды, но в 1935 году, при советизации и гонениях на религию, мавзолей прадеда был разрушен. Остался только надгробный серый камень-валун, который арабской вязью извещает, что здесь нашел своё пристанище МОЛДРАХМЕТ КЫДЫРАЛИУЛЫ, совершивший хадж 7 раз. Последнее паломничество прадед совершил в 1905 году.
У семьи были свои родовые «Жайляо», места кочевок и весенне-летних пастбищ, на которых выпасался их скот: лошади, овцы, козы, верблюды. Численность поголовья в разные годы была 8-10 тыс. голов скота.
Старший сын Молдрахмет кажи — ЖУНИС (ЖУНУС), 1871 г.р. жена Турсын (ТУРСИН), 1875 г.р. из рода «Таз». Был крупного телосложения, молчаливый, спокойный, сильный и очень сдержанный человек. У них не было детей и по казахским обычаям, ему отдали на воспитание моего отца Кахара (Какара), сына его младшего брата КЕНЖЕГАЛИ.
Второй сын – Мухамбет, был женат на байской дочери Мауты, у них родились сыновья: Султан и Аширбек. В 1929 году Мухамбет,как и почти все взрослые мужчины из нашего рода был арестован и осужден, выслан в Челябинск и там же умер в 1941 году, место захоронения неизвестно.
В последующем Маржан переехала в Кустанай, вышла замуж за Орынбая, у них родилось две дочери – Алма и Жумабике.
В 1946 году Аширбек, второй сын Мухамбета, возвращается на родину после войны, едет в в пос. Талапкер и забирает свою маму Мауты ,жену брата Султана Фахырнису ,племянницу Марию и увозит их в Амангельды,на родину. В 1947 году Аширбек женился на Кайнижамал, в 1948 у них родился сын – Камал Аширбеков.
Третий сын – ЫДЫРЫС, 1883 г.р. (жена Акжигит), вступил в отряд Амангельды Иманова (руководитель казахского восстания 1916 года и в последующем красный командир, погиб в борьбе за установление советской власти в Тургае) и был зарублен белогвардейцами в 1918 г под Урицком (населённый пункт).
Четвёртый сын – ЕРГАЛИ после ареста в ноябре 1929 года был расстрелян по вымышленной статье о подготовке вооруженного мятежа (статья 58/10).
Пятый сын — КЕНЖЕГАЛИ, 1885-1955гг (первая жена-Баркыт; вторая жена- вдова брата ЫДЫРЫСА-Акжигит (тоже из рода «Таз», к тому же родная сестра Турсын, жены Жуниса, такое правило у казахов было — вдов передавать в жёны оставшимся братьям, чтобы не было сирот и не было вдов. Дети оставались в роду, т.е. мой отец родился 24 апреля 1923 года от Кенжегали и от Акжигит, его второй жены-вдовы его брата Ыдырыса и отдан на воспитание старшему бездетному брату – Жунису (Жунусу), поэтому фамилия моего отца по имени приёмного родителя, родного дяди – Жуниса, по-русски записали Жунусов Какар).
2 ноября 1929 года, руководитель местного райкома АЖИБАЕВ и начальник районного НКВД (наркомат внутренних дел) ТАСТЕМИРОВ, арестовали взрослых мужчин родов «Акташи» и «Кыржигитов», основанием была выдуманная версия о готовившемся захвате власти в районе. Их всех увозят в г. Кустанай, где моего родного деда Кенжегали осудили на 10 лет лагерей, его родных братьев и родного дядю расстреляли по статье 58/10. Скот и имущество реквизировали, конфисковали. Женщины остаются одни в аулах с детьми и без средств к существованию. Такая же волна репрессий, насилия и экспроприаций прокатилась по всему Казахстану, особенно пострадали скотоводческие края, где было что забирать, конфисковывать. Из-за советизации, насилия, принуждения, бесчинства и экспроприации, под ноль(!) главного, чем жили казахи – скота. Их вековой уклад был разрушен.
В степи начался голод. Голодомор искусственный, страшный и беспощадный, унесший жизни, ни в чём неповинных простых, работящих и живущих своим укладом людей. Только после 1933 года, после голодомора, в котором погибло, пропало без вести, выехало в соседние республики и Китай более полутора млн. казахов, им разрешили иметь в личном владении несколько голов скота. Но основа жизни казахов – полукочевой образ жизни, за скотом и со скотом, по своим родовым пастбищам, был нарушен, намеренно сломлен, и не смог вернуться в прежнее русло жизни казахов в таком масштабе и качестве уже НИКОГДА…
В 1932 году умирает от голода Акжигит, мама моего отца Кахара, и он остаётся с женой дяди Жуниса – Турсын, родной сестрой Акжигит, то есть его родной тётей (они дочери Таубая из рода «Таз»). Спасаясь от голода и верной смерти, Турсын с 9 летним отцом, пешком (300 км) добрались до п. Семиозёрного (ныне село Аулиеколь), где проживали её братья Кентай и Конжетай, но они тоже умерли от голода, есть было совершенно нечего, и чтобы спасти ребёнка, она отвела его в местный детский дом, чем и спасла ему жизнь.
Отец, Кахар (Какар) в июне 1941 года, сразу после детского дома из Семиозёрного ушел на фронт. Воевал. В апреле 1945 года под Кёнигсбергом (ныне г. Калининград) получил тяжелое ранение: ему оторвало ступню правой ноги. Год он провалялся на Украине в госпиталях. На сайте ветераны Великой Отечественной войны г. Костанай о нём есть краткая информация.
По статистике с войны вернулось 1.5% (полтора процента) парней призыва 1923 года рождения; 18-летние пацаны, взрослой жизни не знавшие и не опытные, без профессии, навыков и обучения, понесли самые большие потери в этой войне.
По рассказам мамы и родственников, русским языком отец владел виртуозно, грамотно и мастерски, сказывалось детдомовское русскоязычное воспитание и фронтовое лаконичное и доходчивое общение. На 8-9 мая обязательно закладывал в магазине трофейные часы (подарок погибшего фронтового друга), поил всю округу, напивался, «рвал на себе рубаху и бил себя в грудь», — как писал В.С. Высоцкий.
Фотографировался исключительно в шляпе и с этими часами, одетыми поверх манжеты рубашки, чтобы видели!
В его рассказах, часто вспоминал своего украинского?! сына, вероятно, во время лечения, мог быть роман, он попал в госпиталь на Украину в апреле-мае 1945 года, а появился в Кустанае в 1947 году.
В доме инвалидов встретил своего друга Бахчана, у которого раздробило коленную чашечку, нога не сгибалась, они вместе в инвалидной артели научились шить рукавицы, шапки, обувь, сапоги. Бахчан был родом из Фёдоровского района, из Берёзовки, они на праздники и в отпуска ездили туда в гости к родным Бахчана. Там и познакомились мои родители, отец – казах, воевавший с фашистами-немцами и искалеченный в этой войне и мама – немка, депортированная из Украины и лишенная всех прав и юности, всю войну она и такие же 16-17 летние девчата отработали на тракторах и прицепных комбайнах в полях и на фермах и вытянули на своих хрупких плечах, тяжелейшие военные 1941-1945 годы. Никакой сценарий и сюжеты не укладывались рядом с такими, какие придумывала и ставила сама жизнь. Кенжегали , мой дед, выжил и после 18 лет лагерей и поселения в 1947 году вернулся в «Батбаккара», пас лошадей в «Жиланшике», в «Жанатурмысе». В 62 года снова женился на дочери Таймаса — Жамал, в 1948 году у них родилась дочь – Куляш, сестра моего отца Кахара, родившегося в 1923 году(!), с разницей в долгих и тяжелейших – 25 лет! В последствии у деда родилось ещё трое сыновей и дочь!!! В 1955 году во время обучения молодой лошади, работая старшим табунщиком, он упал и повредил позвоночник, его парализовало. 2 ноября он умер на 71 году жизни (по казахским преданиям опасный возраст — «Мушел»).
НАРБАЙ и его сын ТЕМИР в 1929 году были арестованы, расстреляны по той же политической статье 58/10, имущество и скот были консфискованы. Второй сын СЕЙДАК после ареста в 1929 и отбытия наказания был призван в 1941 году на фронт, служил в штрафном батальоне, погиб в этом же году. Его [НАРБАЯ] младший сын Амир в момент ареста не находился дома, был Кызыл-Орде, поэтому избежал их злой участи. Вернулся в Амангельды только в 1958 году. Женился, работал строителем, возводил гидросооружения, плотины, дороги.
Все репрессированные мои родственники были реабилитированы (в том числе посмертно) в 1989 году
Данные сведения о нашей родословной истории по казахским обычаям передавались из поколения в поколение устно, записывались каждым представителем ветвей рода, благодаря им они дошли до нас:
Мырзабек Канен Коржынулы 1926 г.р., Акташи.
Кенжебек Кенжегалиулы 1956-2006 гг., Акташи.
Нарбаев Рахметулла Амирович, 24.11.1958, Акташи.
Андрей Рейзвих, 2015-2021 г.